История светодизайна от Константина Цепелева | 3 правила

«Свет обладает огромным потенциалом и имеет сотни возможностей для превращения пространства в нечто новое»

Инго Маурер

Существуют ли правильные ингредиенты для качественного света? Я уверен, что да! За годы работы у меня сформировалось четкое представление о том, что именно хочет не только дизайнер, но и заказчик, подрядчик, интегратор или строитель. Это пришло ко мне опытным путем, но, помимо опыта есть теория. Так, немаловажную роль в моем познании светотехники сыграл Ричард Келли, про которого нельзя не рассказать, заводя речь о истории светодизайна.

Ричард Келли (1910-1977) — американский архитектор и пионер светодизайна, начавший практику в начале 40-х годов. А в 1952 году он сформулировал свою теорию освещения. В ее основу вошли принципы восприятия света в пространстве и световые эффекты, изученные в природе. Он сформулировал три базовых типа освещения: свет, чтобы видеть; свет, чтобы увидеть; свет, чтобы смотреть.

1. Свет, чтобы видеть | Общее освещение — ambient luminescence

Необходимый минимум света: «Это утренний свет на заснеженном поле. Это свет противотуманки маленькой лодки в море, это сумеречная дымка на широкой реке, где берег, вода и небо неотделимы друг от друга. Это бесшумная подсветка, которая минимизирует форму и объем».

2. Свет, чтобы увидеть | Акцентное освещение — focal glow

Высвечивает объект, чтобы сфокусировать на нем внимание: «Это луч прожектора на сцене. Это блик солнца на вашем прикроватном столике. Это солнечный луч, высвечивающий край долины. Акцентный свет привлекает внимание, он помогает выделить важное».

3. Свет, чтобы смотреть | Декоративное освещение — play of brilliants

Цель такого освещения — доставить эстетическое удовольствие. Келли назвал это play of brilliants – сияние бриллиантов: «Это Таймс-сквер ночью, это бальный зал, который освещают хрустальные люстры. Это солнечные зайчики в фонтане или ряби ручья. Это горсть алмазов при свете солнца. «Сияние бриллиантов» возбуждает зрительный нерв, пробуждает любопытство, обостряет остроумие».

Кстати, первым масштабным проектом Ричарда по освещению стал Стеклянный дом Филипа Джонсона. Архитектор практически убрал освещение в интерьере, но осветил газоны и деревья, — пространство внутри до освещалось за счет освещения ландшафта снаружи.

12.08.2021
Поделиться
Подпишитесь на рассылку
Подпишитесь на рассылку BRIGHT BURO и оставайтесь в курсе мероприятий и важных новостей светодизайна.