Освещение картинных галерей и выставок. Часть 1

Главный офис BRIGHT BURO находится в Петербурге – городе с насыщенной культурной жизнью. Только музеев здесь большее двухсот.

Конечно, мы тоже ходим на экспозиции. Правда, смотрим не только на предметы искусства, но и ревностно оцениваем их освещение. Во второй части этой статьи расскажем в каком свете увидели полотна замечательного русского художника Василия Сурикова. Выставка его работ сейчас проходит в Русском музее.

А пока поделимся премудростями освещения галерей.

Как эффектно осветить картины и при этом их не испортить?

Конечно, есть общие правила, но главное из них – индивидуальный подход.

У каждой экспозиции свои задачи. Их можно считать решенными, если струны души зазвенели и освещение этому поспособствовало.

Если мы говорим о живописи, нужно учитывать размер полотен, особенности материалов, конфигурацию и даже цвет стен. Идеально, когда пространство изначально задумывалось, как галерея, и позволяет вариации со световым оборудованием.

В Петербурге, например, большинство музеев располагается в исторических зданиях. При размещении светильников приходится балансировать между «хотелось бы» и «возможно».

Главное в этой эквилибристике — избежать резких теней, бликов, чрезмерной контрастности и эффекта ослепления. Посетителям должно быть комфортно, а экспонаты не должны страдать от разрушительного действия инфракрасного излучения и УФ-лучей. Речь, в том числе, о дневном свете.

Эталонное освещение в музеях и галереях вытекает из общих правил, которые сформулировал пионер светодизайна Ричард Келли. Это разумный баланс трех составляющих: света, чтобы видеть (общее освещение); света, чтобы увидеть (акцентное освещение) и света, чтобы смотреть (декоративное освещение).

Общее освещение помогает ориентироваться, акцентное управляет вниманием зрителя, а декоративное выполняет эстетическую функцию.

Музейные нормы освещенности

Интересный факт, в 20-х годах прошлого столетия музейные сотрудники Европы провели эксперимент, чтобы выяснить при какой освещенности комфортно рассматривать картины.

Ведь для живописи чем темнее – тем лучше. Любой материал, будь то масло или акварель, от электромагнитного излучения разрушается. Так вот, экспериментировали с группой молодых людей. Оказалось, что акварелью можно любоваться при уровне освещенности 25 люкс, а маслом – при 75.

Для разных материалов существуют свои музейные нормы. Но чаще всего в картинных галереях мы наблюдаем освещенность в 50 люкс. Есть полотна, на которые можно давать и сто, и сто пятьдесят люкс.

На восприятие картины также влияет температура света. В каждом конкретном случае подбирают свою. Но чаще всего используют теплые оттенки в 2700-3000 Кельвин.

Имеет значение угол наклона подсветки к полотну. Равномерно осветить картину – без теней, слепящих бликов и других «спецэффектов» — помогает угол в 30 градусов.

Оборудование для освещения музеев и галерей

Самый удобный вариант в этом случае – трековые системы. Прожекторы на треке можно переставлять и выравнивать без дополнительных инструментов. Обычно ставят прожекторы с высокой цветопередачей – CRI95+ Это помогает увидеть краски и детали сюжета без искажений.

Хорошо, когда есть возможность направить луч света, то есть вы используете поворотный светильник. Так же важна регулируемая яркость и оптика – от узкого пучка к широкому.

В освещении музеев и галерей нередко применяют «фреймеры» — это рамки для светильника, которые позволяют настроить поток света под ширину картины или создают пятно света нужной формы – круг, квадрат, прямоугольник.

Разнообразие светового оборудование зависит от бюджета выставки. Привозные экспозиции часто приезжают со своим светом. А площадки, которые принимают предметы искусства, как правило, имеют свой запас «гаджетов» для освещения: от прожекторов и линз до сменных отражателей с различным углом рассеивания луча.

Продолжение следует… о том, как мы сходили на выставку работ Василия Сурикова читайте в следующей статье.

Start typing to see posts you are looking for.