Как мы на выставку Василия Сурикова ходили. Освещение картинных галерей и выставок. Часть 2

Как и обещали, делимся впечатлениями от посещения выставки замечательного русского художника Василия Сурикова. Масштабная экспозиция из 120 полотен разместилась в Русском музее Петербурга. Мы с удовольствием посмотрели на картины и оценили выставку с точки зрения освещения. Расскажем, что нам понравилось, а что можно было сделать лучше.

Экспозиция разместилась в нескольких залах с разным цветом стен: от синего до красного. Где-то более холодный, а где-то более нейтральный фон повлиял на восприятие полотен. В идеале холст должен контрастировать со стеной. А освещение должно этому помогать. Получилось не везде.

Первый зал оказался в серых тонах. Теплая световая температура здесь удачно подчеркивает краски на холстах. Доминирующее полотно «Степан Разин» подсвечено под классическим углом в 30 градусов. Свет ровно ложится на всю поверхность картины — без бликов и пятен. Ею комфортно любоваться и вблизи, и издалека. Холст считывается целиком, а освещение этому помогает. Мы смогли рассмотреть все детали сюжета и оценить масштаб работы. Браво музейным сотрудникам. Идем дальше.

А вот с полотнами поменьше вышло не так удачно. Например, у картины «Посещение царевной женского монастыря» мы поймали блики. Такой «спецэффект» получился из-за не точного угла подсветки – светильник отнесли слишком далеко. Угол падения света оказался равен углу отражения и дал побочный эффект.

Зато картина «Благовещение» притягивает взгляд даже издалека. Только посмотрите как удачно подсветка подчеркивает сюжет — прожектор сделал свечение ангела ярче. Тот самый случай, когда освещение усилило магию искусства.

Общее впечатление от зала немного подпортили разве что слишком темные витрины с предметами той эпохи. Рассмотреть экспонаты так и не удалось. Покружив вокруг и около, мы отчетливо увидели собственную тень.

А вот зал с активными красными стенами окунул совсем в другое настроение. Даже говорить захотелось тише. Общее приглушенное освещение с заметным акцентным светом на полотнах создало эффект театральности. Вот-вот герои сюжетов сойдут с полотен, чтобы рассказать свою историю.

Немного задержались у картины «Апостол Павел объясняет догматы веры…». Прожектор здесь дал заметный блик на раму с правой стороны. Он выглядит как световой ожог.

Еще один недочет. Неправильный угол подсветки утяжелил и без того массивную раму полотна «Пир Валтасара». Она дала тень на верхнюю часть холста. Захотелось найти лестницу, чтобы отодвинуть светильник на треке чуть дальше — в сторону.

Затаили дыхание у картины «Милосердный самарянин». Акцентный свет ровно ложится на холст, краски яркие. Впечатление, будто холст написан только вчера.

В следующем зале с доминантой «Боярыня Морозова» подметили сразу несколько ошибок. Самая досадная — ослепляющий свет сверху в точке недалеко от входа. Как будто специально целились в глаза. Так получилось из-за некорректной работы со шторками на прожекторах в этой зоне. Это своего рода «лепестки», которые прикрывают источник света. Здесь они еще и бликуют из-за глянцевой поверхности. Блики в этом зале мы поймали сразу в нескольких местах.

Оправились от зрительного дискомфорта и застыли у стены с небольшими полотнами «Смеющийся купец» и «Нищий, стоящий на коленях». Высвеченной оказалась вся стена, а вот сами картины в таком освещении потерялись. Возможно, ювелирную работу со светом здесь ограничивает небольшой размер зала. Здание историческое и не задумывалось как галерея.

Продвинулись дальше — и снова световой диссонанс. На этот раз не критичный, но заметный натренированному глазу. На боковой стене «нарисовались» разномастные световые арки: где-то высокие, где-то низкие. Дисгармония возникла из-за небрежной работы со светильниками на треке под потолком.

В следующем «сибирском» синем зале залюбовались масштабной картиной «Переход Суворова через Альпы». Световые пучки от прожекторов слева и справа полотна встретились где-то посередине холста и ярко высветили его центральную часть. Получилось на удивление гармонично. Настолько, что мы задумались — ошибка или спецэффект для усиления сюжета.

Последним аккордом световых впечатлений стал маленький зал, который мы про себя прозвали «пятнистым» из-за контраста тени и света. Похоже, небольшой размер комнаты не позволил здесь проработать освещение детальнее.

Не смотря на недочеты, послевкусие от выставки у нас осталось приятным. Мы получили удовольствие от просмотра картин, хотя и поймали в отдельных залах «световых зайчиков» — это зрительный дискомфорт, который на профессиональном языке называют эффектом аккомодации.

Оборудование на экспозиции со своей задачей справляется достойно — цветопередача и и мощность прожекторов помогают увидеть искусство в лучшем свете. Критических ошибок наша команда не увидела.

В отдельных зонах подвели шторки на светильниках. И спорным показалось решение дать больше света над картинами, это смещает внимание на цитаты.

В остальном освещению на экспозиции мы ставим галочку, и рекомендуем к посещению.

О правилах освещения картинных галерей мы рассказали здесь.

А, если вам нужна помощь с подсветкой предметов искусства, или любая другая консультацию по освещению, пишите нам сюда.

Start typing to see posts you are looking for.