Главная // Новости // В память Героям-архитекторам Великой Отечественной Войны


07.05.2020

В память Героям-архитекторам Великой Отечественной Войны

Из-за самоизоляции и Коронавируса многие оказались в непростой жизненной ситуации. На плечи каждого из нас легли новые заботы и сферы ответственности. Но, кажется, наше поколение размякло. Приближается День Великой Победы, и это отличная причина вспомнить (а лучше никогда и не забывать), что такое настоящие испытания судьбы, и как, не смотря ни на что, с ними справлялись наши бабушки, дедушки, пожилые родители.

В этом году не будет масштабных парадов, шествий, Бессмертного полка. Поэтому задача каждого из нас - лично отдать дань памяти и уважения невиданному подвигу каждого человека, боровшегося за освобождение  мира от фашизма.

Сегодня мы хотим рассказать об архитекторах (дизайнеров интерьера тогда еще  не было), которые своим личным примером боролись за победу каждый день, как на военном, так и на строительном фронтах в годы войны. Из рассказов ветеранов известно, что практически никто из них в те годы не сомневался в исходе войны. Даже первая арка Победы появилась на Волховском фронте еще весной 1943-го. Она была сложена из сосновых бревен по проекту архитектора А. А. Афонченко (1907–75). В честь любимого всеми командира артвзвода, вое­вавшего на «Невском пятачке», затем участвовавшего в штурме Кенигсберга и возглавившего полковую топографическую службу, ее так и называли — «Арка Афонченко». Личный героизм этого человека вспоминали впоследствии одополчане, а уже после войны его проекты для Васильевского острова, Зеленогорска и Красного села обрели общесоюзную известность.

Логин Логинович Шретер (1908–1988 гг.), воевавший в Прибалтике, на Карельском перешейке и Кронштадте, считался в годы службы замечательным артиллеристом. Примечательно, что и главный архитектор Ленобласти, автор множества школьных зданий, Леонид Евгеньевич Асс (1907–1980 гг.), уйдя на фронт добровольцем, тоже до конца войны сражался в артиллерийских частях. Участник Сталинградской битвы архитектор Александр Иванович Алымов (1923–1998 гг.), став в свое время главным художником Северной столицы, руководил созданием Обелиска Городу-Герою Ленинграду на площади Восстания.

Четвертому главному архитектору города на Неве, Геннадию Никаноровичу Булдакову (1924–1990 гг.), а на тот момент еще офицеру-танкисту, едва исполнился 21 год, когда он, награжденный многими орденами и медалями, участвовал в Параде Победы на Красной площади. Под руководством этого героя, скромного и обаятельного человека, был создан не имеющий аналогов в мировой практике Зеленый пояс Славы Ленинграда.

Н. А. Зазерский (1907–1980 гг.) был удостоен многих военных наград, включая солдатский Орден Славы. Будучи талантливым архитектором, Николай Алексеевич являлся еще и прекрасным живописцем. Его отец, Алексей Иванович Зазерский (1876–1942 гг.), тоже выдающийся зодчий, в свои весьма преклонные годы ушел в народное ополчение, строил оборонительные укрепления. Где его могила — неизвестно, но как раз он стал одним из прототипов героя Владислава Стржельчика в фильме «Блокада».

Знаменательно и то, что «один из лучших артиллеристов Балтики», а в мирной жизни архитектор Сергей Александрович Пермский (1909–1973 гг.) после войны отдал всего себя возрождению города и области, восстановлению их памятников, встав ради этого у истоков ВООПИиК.

Виктору Федоровичу Белову (1911–1968 гг.), метеорологу Ленинградского фронта, после войны довелось вести работы, сопоставимые по масштабам с ансамблями Пушкинского Петербурга. Его так и называли «магистральным архитектором» Выборгской стороны. В аналогичном качестве, но уже для Московского района проявил себя столь же одаренный зодчий и художник Борис Николаевич Журавлев (1910–71), доброволец, боец стрелковой части 55-й армии. По заданию командования он под огнем врага выполнил обмеры церкви в Усть-Ижоре, чтобы ее можно было возродить после неизбежного разрушения. Раненого разведчика спасла сандружинница, ставшая его женой. Портретом этой удивительной женщины архитектор украсил фронтон одной из первых своих послевоенных построек — 68-го дома на Невском проспекте. Друг Журавлева, Давид Семенович Гольдгор (1912–1982 гг.) считался одним из лучших саперов Ленинградского фронта. Как автор он создал множество выдающихся произведений, но особого внимания среди них заслуживают первые триумфальные арки, временные, сооружавшиеся в городе для встречи победителей.

И таких историй очень много, нам не хватит слов, чтобы рассказать их все. Но даже в годы войны, работы градостроительных фронтов не останавливались. В годы войны советская архитектура внесла большой вклад в дело обороны страны, в укрепление народного хозяйства, в дальнейшее развитие советского искусства. Трудности военного времени не остановили развития архитектурной мысли.

27 июня 1941 правление Союза советских архитекторов (ССА) обратилось к архитекторам с призывом подчинить свою работу задачам обороны страны. С первых дней войны советские архитекторы выполняя свой патриотический долг, боролись с врагом в рядах Советской Армии и самоотверженно трудились в тылу и прифронтовых районах в качестве проектировщиков военных, гражданских и промышленных сооружений, инженеров-строителей, специалистов по маскировке и другие. В краткие сроки комплексными бригадами архитекторов по всей стране были обследованы существующие, спроектированы и построены новые бомбоубежища, газоубежища, простейшие укрытия. Они занимались маскировкой промышленных объектов, всех видов укреплений и огневых сооружений.

Благодаря всем этим людям, а также миллионам других героев, сегодня мы имеем возможность видеть наши города такими, какие они есть. Они выстояли, справились с наисложнейшими задачами даже в условиях войны, голода, полнейшего дефицита всего. Хочется верить, что мы достойны их подвигов. Никто не забыт, ничто не забыто.

 

ИСТОЧНИКИ:

http://www.d-c.spb.ru/archiv/44/28.html

http://history.niv.ru/doc/encyclopedia/vov/articles/213/arhitektura.htm



Сообщение отправляется. Пожалуйста, подождите...

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы обязательно с вами свяжемся.

Возникли проблемы при отправки сообщения. Пожалуйста, попробуйте позже.

Пожалуйста, заполните все обязательные поля.